Сегодня: Четверг 28 марта 2024 г.

Из прошлого города Бабаево


11 Апреля 2011 Раздел: Факт  |  Просмотров: 2247  |  все новости


Из прошлого города Бабаево
Мы открываем еще одну, ранее не прочитанную, страничку из его  становления и появления на землях Российских
Совсем недавно мне наконец-то удалось найти список населенных мест Устюженского уезда, на территории которого числились железнодорожная станция Бабаево, далее выселки, как тогда называлось пристанционное Бабаево, железнодорожная станция Бабаево-Балашовское, Никольско-Бабаевский лесопильный завод, лесопильный завод И. Бронштейна и водокачка. И все эти разрозненнее населенные пункты располагались на территории современного города Бабаево.
Всего жилых строений в этих населенных местах было 177 с общим числом жителей 2627 человек, в том числе 1624 мужчины и 1003 женщины. Причем в число этих жителей не входили те, кто проживал в деревне  Никольский завод, которая числилось за Белозерским уездом, – это место нынешнего микрорайона Бабаево - Старый завод, то есть тоже территория нынешнего Бабаева. Если соединить число жителей всех этих населенных пунктов воедино, то получаем цифру 2819. То есть это число жителей, которые проживали в 209 домах на территории нынешнего Бабаево в начале XX века. Таким образом, прошло чуть более 10 лет после начала строительства железнодорожной станции Бабаево, а на совершенно пустом месте появилась такая масса жилых строений. Поражает скорость, с которой сразу же обустраивалась местность вокруг крупных железнодорожных станций. А еще через такое же время все выше перечисленные населенные пункты сливаются в единый жилой массив, которому в 1925 году присваивается статус города с названием Бабаево.
Любопытный читатель, наверняка, заметил, что, как отдельный населенный пункт невдалеке от железнодорожной станции Бабаево, расположенной на Северной железной дороге, существовала и железнодорожная станция Бабаево-Балашовское.  Естественно, там было свое паровозное депо. И даже было название этой мини-дороги – Бабаево-Никольская. А располагалась станция Бабаево-Балашовское на месте впадения ручья Волосовский в реку Колпь. Можно предположить, что это где-то в районе нынешнего хлебокомбината. Неподалеку выдавал продукцию и лесопольный завод, принадлежащий господину Балашову. При заводе функционировала больничка с приемным покоем, имелся фельдшер, а также столовая и чайная для рабочих. Можно предположить, что многие рабочие  проживали в бараках, так как жилых помещение при заводе было всего 15, а одних только мужчин проживало 302 человека, да еще 50 женщин. Как видите, заводское начальство заботилось не только о здоровье рабочих, но и об их питании и проживании.
При железнодорожной станции  Бабаево, входившей в состав Северной железной дороги, размещалась железнодорожная больница с врачом и фельдшером, располагались квартиры жандармского унтер-офицера, начальников 23 участка службы пути (кстати, нынче здесь расположены начальные классы средней школы № 65)  и 14 участка службы тяги, имелся железнодорожный телеграф, а также паровозное депо и мастерские. А в поселении, что расположилось возле железнодорожной станции, функционировала железнодорожная школа, работала аптека, имелся свой дантист, то есть зубной врач, располагалась почта и земская конная станция, действовало 13 торговых лавок, а также казенная винная лавка, пивной склад и рейнский, то есть винный, погреб. К услугам населения и приезжающих действовало 4 чайных, имелась гостиница с номерами. Была в поселении и вольная пожарная дружина, а также имелись квартиры для стражников.
Худо-бедно, но руководство железной дороги тоже проявляло заботу о здоровье железнодорожников, об их образовании, а Бабаево первых лет существования уже отличалось тенденцией к расширению торговых заведений и объектов общественного питания, не были забыты и питейные заведения. Наличие лесопильных предприятий свидетельствует, что эта отрасль промышленности развивалась на бабаевской земле издавна. Уже тогда было стремление не просто заготовлять древесину, но и заниматься ее переработкой, что давало более максимальную выгоду.   
Водокачка, которая обеспечивала водой железную дорогу, существует  и до настоящего времени. Она расположена возле городского железобетонного моста через реку Колпь. А рядом с нею размещался когда-то на землях некого А.П. Полянского небольшой лесопильный завод И. Бронштейна.
Из первых городских построек до настоящего времени сохранились, кроме выше названных, каменный магазин, когда-то принадлежащий купцу Ганьковскому и  помещение, где в настоящее время располагается военкомат, а также здание ДКЖ, которое когда-то строилось под приходскую церковь. Можно назвать и еще ряд зданий. В частности, дом с мезонином недалеко от светофора и здание напротив его были владениями лесопромышленника Четырко, а в помещение, где в настоящее время работает магазин «Черная кошка», располагалась  железнодорожная баня, тоже здание начала прошлого века. Естественно, что железнодорожный вокзал, каменная водонапорная башня невдалеке от него тоже являются первыми постройками нашего города. Сохранилось и ряд других помещений, в частности жилых домов. На улице Ухтомского заканчивают свой век уже невостребованные помещения вывшей железнодорожной больницы.
В заключение можно сказать, что перед нами открылась еще одна, ранее не прочитанная, страничка из прошлого нашего города Бабаево. Багаж местных краеведов, историков и любителей старины пополнился дополнительными интересными данными нашего достаточно далекого прошлого. Пусть таких страничек открывается все больше  и  больше. А это уже зависит от нас, ныне живущих.
Юрий ЕПИФАНОВ, писатель-краевед                 
 



Комментарии пользователей





Анонс

Архив

Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Фото из альбома

Поздравления

Опрос


СВО:

Погода