Великий четверг в представлении вепсов считался днем
разгула «нечистой силы», способной нанести непоправимый вред хозяйству и
человеку.
Природа этих представителей легла в основу многих
обычаев и обрядов. Одним из средств борьбы с нечистой силой в Великий четверг
было окуривание. Производили его так: на восходе солнца хозяйка закрывала
дымоход и пускала немного дыма в избу. Такой же смысл имело очищение водой.
Хозяйка до восхода солнца приносила ведро воды и заставляла домочадцев ею
умываться.
Повсеместно в Великий четверг вепсские женщины ходили
в лес до восхода солнца и заготовляли там мутовки, помела, ветки можжевельника,
которые становились в этот день важными магическими предметами. Мутовками в
этот день взбивали масло и смазывали им соски у коров, чтобы они не трескались.
Помело обычно делали из веток сосны. На ветке из помела должно быть обязательно
нечетное количество отростков, поэтому, прежде чем сломать ветку считали:
«верно-неверно-верно».
Обычно в Великий четверг обходили дом. Существовало
несколько видов обхода. Самый распространенный из них: исполнитель обряда брал
с собой решето, в котором находилась икона, яйцо, ножницы, хлеб, с запеченной в
него шерстью, зажженная свеча, а также топор, который просовывали за пояс или
держали острием вперед. С этими
предметами он обходил три раза вокруг дома, обычно против солнца.
В Великий четверг, на восходе солнца, девушка,
желающая иметь красивые длинные косы
расчесывала распущенные волосы над кормушкой лошади.
В этот день совершалось множество обрядов со скотом.
Например, происходило подрезание хвостов у скота, главным образом у коров.
Подрезали хвосты и у кур. Обрезки хвостов убирали в места, куда куры обычно
клали яйца.
В Великий четверг старались пораньше встать, чтобы до
восхода солнца поучиться всему, что не умеешь делать, для этого имитировали
различные действия: шили, вышивали, вязали, пели и т.д.
Широко распространен был обычай в четверг считать
деньги, «чтобы они весь год были».
В. Медникова, зав. музеем вепсской культуры