В настоящее время в прессе, на телевидении и других источниках распространения информации много внимания уделяется проблеме нарушений участниками дорожного движения правил, результатом которых все чаще являются дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими лицами. Нередко правила дорожного движения нарушают не только водители «железных коней», но и сами пешеходы.
12 марта 2013 года Бабаевским районным судом рассмотрено уголовное дело в отношении гражданина В., совершившего преступление, предусмотренное частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации - нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Водитель В., управляя транспортным средством, не приняв мер к соблюдению безопасного бокового интервала между управляемым им автомобилем и пешеходом, к снижению скорости, переключив своё внимание на встречное транспортное средство, совершил наезд на пешехода, следовавшего по границе проезжей части с обочиной в попутном с водителем направлении. Пешеход от полученных травм скончался на месте происшествия.
Причиной ДТП явилось нарушение водителем пункта 9.10 Правил дорожного движения, согласно которому, водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, а также пункта 10.1. ч.2, согласно которому, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Пешеход в своих действиях должен был руководствоваться пунктом 4.1 Правил дорожного движения, который гласит, что пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Суд признал водителя виновным в совершении преступления и назначил наказание в виде трех лет лишения свободы, условно, с испытательным сроком три года и лишением права управления транспортным средством на срок три года. По приговору суда с подсудимого в пользу потерпевшей стороны взыскана компенсация морального вреда. Приговор обжалован.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда от 18 апреля 2013 года приговор Бабаевского районного суда от 12 марта 2013 года оставлен без изменения, апелляционная жалоба осужденного - без удовлетворения. Приговор вступил в законную силу 18 апреля 2013 года.
Для сведения. В 2010 году Бабаевским районным судом было рассмотрено 4 уголовных дела по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2011 году - 6 уголовных дел, в 2012 году – два уголовных дела. Из них 8 дел по преступлениям, повлекшим по неосторожности смерть граждан. Большая часть преступлений совершена водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Ю. ЛЕПЕСА, помощник судьи