За 9 месяцев 2013 года размеры убытков, понесенных ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» в результате организации пригородных пассажирских перевозок на территории Вологодской области, составили более 153 млн. рублей. При этом Вологодская область – единственный регион на полигоне работы ОАО «СППК», который не закладывает в бюджете средств на компенсацию.
Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным видом деятельности во всем мире, в мировом масштабе они дотационные. По законам Российской Федерации организация пригородных пассажирских перевозок также находится в пределах полномочий субъектов РФ. Региональные власти вправе регулировать количество пригородных маршрутов, поездов и вагонов, устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах ниже себестоимости, но при этом обязаны компенсировать убытки, которые несет ППК в результате тарифного регулирования. Поэтому, чтобы сохранить необходимый объем пригородных перевозок, регионам необходимо заложить целевые средства в местном бюджете в полном объеме. Однако ситуация с компенсацией убытков выглядит иначе. Так, в настоящее время в бюджете Вологодской области полностью отсутствует статья расходов на компенсацию выпадающих доходов от перевозок пассажиров на 2013 год. В 2012 году область также не выделяла перевозчику субсидий, в 2011-м компенсировала ОАО «СППК» лишь часть убытков (при выпавших доходах в 209,2 млн. руб. сумма дотаций составила лишь 18,77 млн. руб. (менее 5%)).
Вопрос с компенсацией убытков имеет два решения: первое – субсидирование пригородных перевозок в полном объеме, второе – сокращение имеющихся объемов движения. Однако практика использования администрациями субъектов РФ такого инструмента обеспечения безубыточности пригородных перевозок, как сокращение размеров движения, ведет не только к ухудшению потребительских характеристик этой общественно-значимой услуги, но и к недовольству среди населения. ОАО «СППК» не приемлет столь радикальных мер, но и не видит возможности дальнейшего развития компании и совершенствования предоставляемых услуг в сложившихся материальных условиях. У компании больше нет возможности арендовать инфраструктуру и подвижной состав, а также выплачивать заработную плату работникам локомотивных бригад, которые непосредственно участвуют в процессе перевозок. В настоящее время руководством компании разработана программа по сокращению расходов, в рамках которой, начиная с октября текущего года, организация переведена на неполный рабочий день. Следующий этап – крайняя вынужденная мера по сокращению количества пригородных поездов и уменьшению составности может наступить уже в ноябре 2013 года.