Несчастный случай унёс ещё одну человеческую жизнь.
Рано утром 25 июля 2014 года молодой электромонтёр участка контактной сети Бабаево Дмитрий Капустин, как всегда, отправился на работу. В 10.28, стоя на вышке АДМ, Дима получил удар током от наведённого напряжения. Он упал и перестал дышать. Спасти парня не удалось. Ему было 28 лет.
Добавим немного конкретики. Как следует из акта, работы велись «в соответствии с наряд-заказом № 34, бригадой в составе: производитель работ Панкратьев А.В., старший механик Рачков В.А., электромонтёр Кириллов Н.В., электромонтёр Капустин Д.А.».
Трудились во время «окна» на втором пути перегона Сиуч – Уйта, с периодом работ 5.20–13.50, со снятием напряжения на контактной сети. Стояли задачи: проверка состояния, регулировка и ремонт неизолирующих сопряжений в пределах опор № 32-544, установка продольных электросоединителей, замена подвижных блоков компенсаторов.
Сухой производственный язык. Всё логично. Если не знать, что электромонтёр контактной сети Волховстроевской дистанции электроснабжения (ЭЧ-7) ЭЧК Бабаево Капустин Дмитрий Александрович вообще не имел права находиться на вышке. В силу того, что отработал в ЭЧ-7 менее полугода, с 21 февраля, и имел низкую (третью) группу по электробезопасности. Он должен был ещё стажироваться.
Происходившее затем, увы, знакомо по предыдущим трагедиям. Пока гром не грянет, предприятие не считается плохим в смысле охраны труда и занимает какие-то «успокоительные» места в рейтинге. Посылает гладкие отчёты. Как только происходит кошмар, то в ходе разборов, проверок делаются потрясающие открытия. Сплошные несоответствия и риски. И проверяющие буквально рвут волосы на голове.
В ходе разбора под руководством главного инженера дороги Валерия Танаева выяснилось многое.
– Целевая проверка, проведённая в Волховстроевской дистанции электроснабжения, выявила не просто серьёзные, а архисерьёзные нарушения в системе управления охраной труда, – констатировал Валерий Фаритович.
Оказалось, что дело не только в отсутствии ряда инструкций, нарушении порядка инструктажей, плохой учёбе и проверке знаний (всё это очень долго перечислять). В районе контактной сети Бабаево отсутствует даже тренировочный полигон, который бы позволил новичкам овладеть приёмами работы. Есть проблемы со спецодеждой: погибший и вся его бригада были недостаточно экипированы. Нарушались требования по безопасной организации работ на электроустановках. И так далее. Слушая выступления участников разбора, в том числе представителей Октябрьской дирекции инфраструктуры, я понял следующее. Ряд серьёзных недостатков в ЭЧ-7 служба охраны труда и промышленной безопасности дороги уже выявляла в ходе аудита весной 2013 года и сообщала о них. Что не всё гладко в Волховстроевской дистанции электроснабжения, понимали и в дирекции. Но, как и в других подобных случаях, работала психология успокоенности. Кое-какие проколы есть и в других ЭЧ. Главное, что производственные задачи выполняются, а несоответствия в охране труда и безопасности мы постепенно устраним. Авось прокатит. А вот не прокатило. Жертвой этих несоответствий стал человек. Полетели головы. После трагического случая гибели молодого работника последовали увольнения и наказания в дистанции, в дирекции инфраструктуры. Но Дмитрия Капустина уже не вернёшь.
…Из объявления, опубликованного в местной печати, я узнал, что Волховстроевской дистанции электроснабжения вновь требуется электромонтёр контактной сети с окладом в 19 тысяч рублей. Кто придёт на место Димы?
Владимир Фёдоров, «Октябрьская магистраль»