В минувшие выходные Вологодское объединение поисковиков продолжило работы в тешемлевском болоте на месте падения самолета Пе-2. В выезде приняли участие более 40 человек, в их числе глава Бабаевского района Игорь Кузнецов и глава сельского поселения Тороповское Ольга Морозова. Основная цель экспедиции – достать останки двоих пилотов, имена которых не известны.
В ходе работ из болота были извлечены бензобак бомбардировщика и множественные обломки фюзеляжа и плоскостей. Значимыми находками стали кусок офицерского ремня, часть пилотки и деревянная линейка.
- Трагедия в небе над станцией Тешемля Бабаевского района произошла в 1943 году, - рассказывает командир вологодских поисковиков Александр Метёлкин. – В болото упали два самолета Пе-2, все члены экипажей – 8 летчиков, погибли. Один из разбившихся самолетов был обнаружен сразу после падения, второй упал в топкое болото и сразу же ушел на глубину около шести метров. Найти и вытащить его до недавнего времени не представлялось возможным.
Работы по подъему самолета из тешемлевского болота поисковики ведут в сложных условиях: приходится прокладывать на болоте дорогу, выпиливать лёд, откачивать воду и убирать торф, а также погружаться в ледяную болотную жижу.
- Стоит отметить самоотверженную работу учащихся Вологодского института права и экономики под руководством заместителя начальника института, полковника Дмитрия Климанова, которым досталась тяжелая работа - удаление толстого слоя мха из майны. Расчистка мха и металлических завалов позволит более эффективно проводить последующие погружения. Отдельное спасибо хочется сказать Андрею Иванову и Виктору Архипову за предоставленные вездеходы, - отмечает командир поисковиков.
Операция по поднятию самолета ведется вологодскими поисковиками уже не первый год. В прошлую зиму они извлекли из болота винт, который будет установлен как памятный знак в сельском поселении Тороповское, а двигатель – представлен в музее Бабаевского района.
Работы проводятся при поддержке Российского военно-исторического общества и правительства Вологодской области.
Для справки: Пе-2 – самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР времен Великой Отечественной войны. Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года и начал выпускаться серийно в конце 1940 года. Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией.
При подготовке использованы материал и фото ВРОО «ВОЛОГОДСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОИСКОВИКОВ»