Универсальная Йога в Череповце, сущность йоги Истина фразы Истина связь направлений Квартира Череповец посуточно аренда
Сегодня: Четверг, 29 июня 2017 г.

Зачарованные родники истории


15 Февраля 2017 Раздел: Общество  |  Просмотров: 3712  |  все новости


Зачарованные  родники истории
Шекснинская экспедиция Череповецкого музейного объединения (рук. А.В. Кудряшов) продолжила  исследования памятников бассейна реки Шексны и Белого озера. В Бабаевском  районе Вологодской  области на территории Вепсского национального поселения раскапывались два поселения. Руководил работами известный череповецкий археолог, директор музея археологии Александр Валентинович Кудряшов.
Местоположение одного из изучаемых поселений пользовалось популярностью с эпохи каменного века. Исследован  культурный  слой, содержавший материалы неолита, эпохи раннего металла, Средневековья. Основная часть материалов поселения  датируется средними  веками (X-XV вв.) Среди индивидуальных находок, относящихся к этому времени,  имеются бытовые вещи, инструмент, орудия труда - ножи, шилья, иглы,  оселки, точила, рыболовные   крючки. Имеются также обломок остроги, наконечники  стрел-срезней. Украшения в этих суровых местах большая редкость, даже украшения из бронзы. В единственном экземпляре были обнаружены шумящая подвеска X-XI  вв., орнаментированная поясная накладка, бронзовая спираль, трапециевидная подвеска, пуговица, перстень и фрагменты  браслетов. Найдены также два креста-тельника: экземпляр XI-XII вв. и позднесредневековый. Поселение это в X-XI вв. принадлежало финно-угорскому населению. В более  позднее  время местность, на которой располагалось поселение, продолжала активно осваиваться, возможно, уже древнерусским населением. На втором раскопанном поселении  удалось найти лишь фрагмент железного орудия и оселок - камень для правки орудий.
По таким скромным, часто единичным археологическим материалам, затруднительно живописать подробности, равно как и колорит повседневности древнейших времён. В сравнении с эпицентрами культуры и поселениями на торговых путях местный быт может выглядеть крайне бедным. Предметы роскоши отсутствуют. Украшений мало. Орнаментация сдержанная. Даже вещей, используемых в элементарном обиходе и каждодневном труде, мало, подавляющая часть - в обломках. Непроизвольно напрашивается вывод, что, видимо, берегли предки орудия труда и вещи - не раскидывались. Сам принцип бережливости и экономия в условиях суровой северной природы понятен современному коренному населению, так как до сих пор актуален. Но как всё-таки хотелось бы знать больше о своих корнях, как обидно иногда, что предки мало теряли и использовали вещи до последнего. Хочется верить, что подобная «аскетичность» компенсировалась мирным образом жизни (явных предметов вооружения тоже не найдено).
Скромные археологические материалы, к сожалению, не позволяют также в полной мере ответить на вопрос, какие люди и какой, например, этнической, религиозной принадлежности жили в удалении от центров отечественной цивилизации. Крест (XI-XII вв.) мог самыми разнообразными жизненными путями оказаться на периферии средневекового Белозерья. В равной мере мы можем предположить вариант попадания креста как в качестве символа новой веры с истинным христианином, так и варианты дарения креста человеку, пока ещё не верующему, перехода креста по наследству без христианской и вообще без религиозной окраски, обмена в рамках обычая «братания», религиозной или идеологической путаницы (учитывая, что крест - один из самых древних символов, которые использовались человеком задолго до появления христианства практически  у всех народов). Дополнительно усложняет местную средневековую этническую картину интерес к этим глухим лесным местам со стороны представителей пушного промысла и переселенцев в поисках свободных хозяйственных территорий финно-угорского, а вслед за ними и славянского происхождения. Поэтому достаточно рано некоторые удалённые местности Белозерья втягиваются в процессы образования древнерусского населения. А образ озёрно-речной системы как природного воплощения современной русско-вепсской этнической границы, видимо, начал оформляться в таковом качестве в раннем средневековье. В этнографически обозримое время граница была укомплектована цепочкой сакральных мест, освещённых легендами о «панах», кладах и прочих примечательных особенностях. Про Дионисов хутор, например, до сих пор представители старшего поколения помнят рассказы, где ключевой художественный персонаж - змеи. Согласно преданиям змеи ползают по стенам, когда корову обихаживают, змеи  ползают между спящими людьми: и их до удивления много, но столь же примечательно (что подчёркивается в повествовании) - змеи местных хуторских жителей не трогают. Аналогичные сторонние оценки чужой (пограничной) местности и населения с приписыванием им низкого уровня жизни, могущества в колдовстве, других неординарных характеристик не редкость на севере России. С похожими примерами можно встретиться и в жизни, и в фундаментальной научной литературе: население бассейна Двины и Ваги, по данным Бернштам Т.А., ещё в конце 20-го века приписывало Заважью отличительную многочисленность змеиного народа.
К зимнему Дню археолога в Музее археологии Череповецкого музейного объединения открылась выставка «Находки сезона». Шекснинская экспедиция ЧерМО благодарит за помощь в обеспечении работоспособности экспедиции жителей сельского поселения Вепсское национальное Баранова Н.И., Воробьёва Н.Н., Шалаева С.В. и особенно Загуляева А.А.

И. Данилова 



Комментарии пользователей


Добавить комментарий | Последний комментарий



15 Февраля 2017
3D Владимира Воронова
16 Февраля 2017
Программе материнского капитала 10 лет


Анонс

Архив

Июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Фото из альбома

Комарово

Поздравления

Опрос

Вы поддерживаете идею повышения пенсионного возраста?

Я против этого
Голосов: 34 (72%)
Я поддерживаю эту инициативу
Голосов: 5 (11%)
Мне все равно
Голосов: 0 (0%)
Мне будет не дожить
Голосов: 8 (17%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Погода

www.meteonova.ru/frc/27008.htm