Сегодня: Среда 08 мая 2024 г.

Цвет имеет значение. Что происходит с упаковкой?


16 Июля 2022 Раздел: Актуально  |  Просмотров: 380  |  все новости


Цвет имеет значение. Что происходит с упаковкой?
В магазины поступила первая партия вологодского молока в упаковках, сделанных из картона сыктывкарского комбината «Монди СЛПК». Завод начал его выпускать после того, как у мировых производителей асептических упаковок, производства которых находятся в России, начались перебои с поставками импортного сырья. Импортозамещенные тетрапаки не отличаются ничем, кроме расцветки. Мы выяснили, почему качество содержимого останется неизменным.
«Тетрапаками» традиционно называют упаковки Tetra Pak и Pure Pak, в которых продукты могут долго храниться без консервантов. Они сделаны из многослойного материала, содержащего картон, полиэтилен и алюминиевую фольгу. Упаковки для ультрапастеризованных продуктов выпускал «Тетра Пак» — дочка шведской компании с заводом в Подмосковье. А лидером по производству Pure Pak был норвежский «Элопак», чье производство находится в Ленинградской области. Они использовали ламинированный картон из Финляндии. Из-за санкций начались перебои с сырьем, и «Элопак» заявил о приостановке работы, а «Тетра Пак» значительно сократила ассортимент.
«Ситуация затронула и госконтракты, потому что по некоторой номенклатуре, например, по детскому питанию, невозможно перейти на товары в другой упаковке», — говорит член экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев. По разным оценкам, сокращение производства могло привести к нехватке примерно 1,2 млрд упаковок в год. Чтобы не допустить дефицита тары, было принято решение о переходе на местное сырье.
На «Монди СЛПК» утверждают, что готовы увеличить выпуск пищевого картона с нынешних четырех тысяч тонн до 25 тысяч тонн в месяц. Его будут распределять между четырьмя крупнейшими российскими производителями упаковок. Они уже опробовали опытную партию и подтвердили готовность работать на этом картоне. Называть его производство экспериментальным не совсем корректно: линию разморозили после пятилетнего простоя. «Несколько недель шла наладка оборудования, и как только были достигнуты все показатели по качеству и безопасности картона, сырье стало поставляться на заводы по производству асептической упаковки», — поясняют в Национальном союзе производителей молока.
На самом деле, технология производства тетрапаков известна в России много лет. Например, ЗАО «Ламбумиз» с 1980-х годов производит упаковки Pure Pak «с гребешком»: до 2017 года он пользовался сыктывкарским картоном, потом перешел на продукцию Светлогорского комбината, теперь будет задействовать и то, и другое.
«Российская упаковка всегда была достойного качества, ничуть не хуже импортной, — отмечает председатель совета директоров «Ламбумиза» Сергей Ботвин. — Потребитель не заметит отличий, разве что по цвету. Наш картон — экологичный, мы его не отбеливали, с внутренней стороны он всегда был буроватый, это и каркас создавало, и защищало от ультрафиолета. А импортный картон — химически отбеленный, если на свет посмотреть, он как бы прозрачен, ультрафиолет пропускает полностью, это не очень полезно». По словам Ботвина, у опытной партии Mondi были недостатки, но теперь они устранены, и картон стал лучше, чем пять лет назад.
Другим компонентам тетрапаков тоже ищут альтернативу. Основу для фольги может изготавливать завод «Аргоник», полимеры производит СИБУР, правда, для выпуска полимерных слоев полиэтилена потребуется длительный цикл подготовки, поскольку требования по безопасности, особенно к коробочкам для детского питания, высоки.
В качестве заинтересованы сами «пищевики». «Сотрудники Пищевого университета консультируют нас насчет того, как снизить риски пользования новой упаковкой и избежать неожиданностей, например, чтобы шов не расклеился, — объясняет член комиссии РСПП по АПК, президент «Союзнапитки» Максим Новиков. — У производителей напитков действует программа мониторинга качества, мы за свой счет покупаем продукцию с рынка и проверяем ее. Если находим нарушения, то они либо исправляются, либо чистится полка».
Картона будет достаточно, однако мощности производителей упаковки не безграничны. «"Элопак" занимал 50–60% рынка, чтобы восполнить этот объем, нужна господдержка, — полагает Сергей Ботвин. — Мы работаем на пределе, втрое увеличили партию упаковок в заказе, сократили красочность, чтобы максимально повысить скорость печати. Но запасы краски мы сделали, плюс нашли пути ее завозить».
Чтобы сэкономить краску, некоторые производители стали оставлять больше белого пространства, отмечает Максим Новиков. По его мнению, такая экономия не должна сказаться на карманах покупателей. «Спрос на нашу продукцию очень сильно привязан к цене. Если мы говорим, например, о детском питании, здесь каждый процент повышения цены даёт отказ спроса на 2%. Производитель не заинтересован в том, чтобы задрать цену на 20% и остаться с половиной портфеля, поэтому мы очень трепетно относимся к каждому шагу повышения и делаем это только в самых вынужденных ситуациях».
Стеклянные и пластиковые бутылки в качестве альтернативы картонным упаковкам не очень подходят: в разливочных цехах придется менять оборудование, оно не дешевое. «А вот российская упаковка без проблем используется на разливочных машинах Tetra Pak, который поставил их на предприятия большинства производителей жидких продуктов много лет назад. То есть наша упаковка и тетрапаковская для розлива — взаимозаменяемая», — поясняет менеджер по маркетингу ООО «МолоПак» Кирилл Молодцов. Это означает, что российские аналоги тетрапака по качеству максимально близки к шведскому.
Кстати, «МолоПак» — единственное предприятие, на площадке которого уже 10 лет производятся и Tetra Pak, и Pure Pak. Российский производитель не пересекается с «Тетра Пак» по формату упаковки, например, форму сока «Добрый» он не может повторять, потому что на нее распространяется действие патента. Но всё, что не подпадает под патентную защиту, выпускается без ограничений. «Технология та же, что и во всём мире, с небольшими вариациями, — поясняет Молодцов. — Например, другой тип печати, не флексографическая, как у шведов, а офсетная. В остальном, никаких секретных преимуществ у иностранцев перед нами нет». По его словам, качество тетрапаков из российского картона будет соответствовать всем необходимым требованиям. Предельный срок хранения также останется неизменным — 12 месяцев. Здесь не жалуются на пределы мощностей, потому что уже приступили к строительству нового завода в Чехове.
Кроме того, и норвежцы со шведами не спешат полностью уходить с рынка. Они и сами планируют перейти на российский картон. «Элопак» сейчас выстраивает новые логистические цепочки. «Мы будем использовать российский картон производства Сыктывкарского ЛПК, — поделился планами директор Санкт-Петербургского филиала АО «Элопак» Владислав Громов. — Завод готовится к возобновлению производства, завершено тестирование упаковки из отечественного картона, заказана промышленная партия с выработкой в середине июля. Отчасти все же необходим импортный ламинированный картон, мы и его тестируем». «Тетра Пак» тоже активно обсуждают возможность перехода на картон от «Монди». На светлогорский картон они уже перешли.
Источник: 
https://объясняем.рф



Комментарии пользователей





Анонс

Архив

Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Фото из альбома

Награждение

Поздравления

Опрос


СВО новы:

Погода