Сегодня: Пятница 03 мая 2024 г.

Почтовиков обязали предупреждать отправителей о плате за возврат корреспонденции


10 Января 2023 Раздел: Общество  |  Просмотров: 386  |  все новости


Почтовиков обязали предупреждать отправителей о плате за возврат корреспонденции
АО «Почта России» предписали соблюдать высокий стандарт добросовестности – в отсутствие информации о тарифах отправитель вправе не платить за возврат. Такое решения принял Конституционный суд России, сообщает Агентство правовой информации.
В спорной ситуации оказался ярославец Михаил Малинин, в канун новогодних праздников отправивший в расположенную на Новой Земле воинскую часть негабаритную посылку. Но в архангельском сортировочном центре посылку развернули, так как в воинские части могут доставляться только письма и бандероли. Более того, почтовики отказались выдать отправителю возвращенную посылку без оплаты стоимости обратной пересылки. 
Мировой судья не усмотрел в действиях АО «Почта России» нарушений прав потребителя. Действующий федеральный закон о почтовой связи и правила предоставления таких услуг предусматривают передачу невостребованного возвращенного отправления на временное хранение, а по истечению шести месяцев – его уничтожение. Апелляционная инстанция также возложила на отправителя «неблагоприятные последствия невозможности доставки корреспонденции по указанному им адресу». «Факт принятия посылки для пересылки оператором почтовой связи не может свидетельствовать о предоставлении истцу недостоверной информации, поскольку проверка правильности указания адреса доставки к компетенции оператора не относится», – заключил районный суд. Это решение поддержала и кассационная коллегия.
Обращаясь в Конституционный суд России, Михаил Малинин утверждал, что удержание посылки нарушает его право собственности и лишает правовых гарантий потребителя.
Высшая инстанция констатировала, что регулирующий оказание услуг почтовой связи федеральный закон не определяет распределение затрат, связанных с возвращением почтового отправления (обратной пересылкой). В свою очередь, условия заключаемого между отправителем и оператором связи договора должны обеспечивать соблюдение справедливого баланса интересов сторон. Ввиду особенностей своего статуса, активов и названия АО «Почта России» формирует у граждан устойчивую ассоциацию с государством. Оказание почтовых услуг, несовместимых со справедливым балансом прав, «может негативно повлиять на имеющий конституционное значение авторитет публичной власти, подорвать доверие к государству». «В отношении таких организаций, как АО «Почта России», применимо требование о высоком стандарте добросовестности оператора почтовой связи в части своевременного предоставления потребителю полной и достоверной информации», – констатировали служители конституционной Фемиды.
По их мнению, в случае принятия почтового отправления работником отделения связи без каких-либо оговорок и замечаний у потребителя оправданно возникло убеждение, что им были соблюдены все требования. Поэтому перенос на отправителя бремени затрат, связанных с возвращением посылки, свидетельствует о нарушении справедливого баланса прав и интересов. «Это нарушение тем более очевидно, когда специализированная коммерческая организация обладает особым статусом, обусловленным спецификой ее создания, функционирования и иного взаимодействия с органами публичной власти», – отмечается в постановлении Конституционного суда России.
Подтверждая права Михаила Малинина нарушенными, высшая инстанция подтвердила недопустимость взимания с потребителя платы за возврат корреспонденции, если до него заранее не была доведены информация о существующих ограничениях. При этом форма сообщения такой информации должна обеспечивать ее восприятие с учетом особенностей потребителя, места и условий оказания услуги.
Отметим, что запрет на отправку в адрес войсковых частей и учреждений посылок закреплен во внутреннем приказе АО «Почта России» (до реорганизации – одноименного ФГУП), не являющимся нормативным актом.
Справка
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, операторы почтовой связи ежемесячно принимают почти 10 млн посылок, более 112 млн простых и заказных писем и бандеролей, а также 3 млн ценных писем, бандеролей и отправлений EMS. 



Комментарии пользователей





Анонс

Архив

Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Фото из альбома

90-летие ЦРБ

Поздравления

Опрос


СВО новы:

Погода