В годы Великой Отечественной войны на территории Вологодской области были построены и реконструированы аэродромы военного назначения. На них дислоцировались 148-я истребительная авиационная дивизия ПВО, авиационные полки ВВС Балтийского флота, а также Особая северная авиагруппа Главного управления Гражданского воздушного флота, на которую было возложено задание по обслуживанию Ленинградского фронта.
Главная задача авиасоединений заключалась в налаживании воздушного моста между Вологодской областью и г. Ленинградом для осуществления боевых операций, перевозки эвакуированного населения, военных и продовольственных грузов. Внимание командования ВВС было обращено на Вологодский авиационный узел, поскольку Вологодчина являлась ближайшим к г. Ленинграду тыловым регионом, в распоряжении которого находился важнейший железнодорожный узел, трудовые, промышленные и продовольственные ресурсы.
В предоставленных Государственным архивом Вологодской области рассекреченных документах отражены основные этапы спецстроительства региональной аэродромной сети, включавшие масштабную передислокацию тяжелой, истребительной и транспортной авиации в 1941 году, мобилизацию рабочей силы и техники, организацию и подготовку материально-технической базы, обустройство бытовых условий лётно-технического состава.
Необходимо отметить, что еще до начала военных действий были предприняты меры по форсированию аэродромного строительства на территории Вологодской области. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 года в введение НКВД СССР на время строительства аэродромов были переданы занятые на строительстве дорог местного значения машинно-дорожные станции и отряды с принадлежащим им материально-техническими ресурсами и кадрами. Согласно данным указаниям Вологодская область для спецстроительства обязана была передать 42 единицы всевозможной техники и инструментов.
11 июля 1941 года Военный совет Архангельского военного округа (далее – ВС АВО) издал постановление об ускорении сроков строительства аэродромов на территории Вологодской области. Ответственность за выполнение утвержденного задания была возложена на УНКВД по Вологодской области.
В первую очередь к перебазированию новых авиасоединений стали готовить аэродром «Прилуки» под г. Вологдой. Кроме того, в кратчайшие сроки предписывалось построить на территории области сеть новых аэродромов вблизи железнодорожных станций.
К августу 1941 года строительство большинства аэродромов первой очереди было завершено. Согласно планам ВС АВО вторая очередь спецстроительства заключалась в расширении существующих взлетно-посадочных полос и строительстве дополнительных для принятия тяжелых бомбардировщиков и больших объемов грузов на аэродромах в районах г. Череповца, г. Сокола, д. Ведерково, д. В. Двор, с. Михайловское, ж/д. ст. Кущуба. Практическое руководство работами по расширению аэродромов было вновь закреплено за региональным УНКВД.
Всего за лето-осень 1941 года в 7 северо-западных районах Вологодской области было обустроено не менее 18 аэродромов и взлетно-посадочных полос. В состав сформированного Вологодского авиаузла вошла истребительная авиация (прикрывала Вологду и железнодорожные пути от вражеских налетов), дальние бомбардировщики (выполняли поставленные боевые задачи, осуществляли перевозку людей и грузов) и транспортная авиация (занималась эвакуацией гражданского населения, переброской воинского состава, военных и продовольственных грузов).
Впоследствии для более быстрой доставки необходимых грузов в осажденный город было принято решение о перебазировании сформированного Вологодского авиаузла, одна часть которого была переброшена под г. Череповец, другая - на аэродромы, расположенные в восточных районах Ленинградской области, сообщает пресс-служба УФСБ России по Вологодской области.
Практическое руководство работами по строительству и расширению аэродромов было закреплено за начальником УНКВД по Вологодской области Л.Ф. Галкиным (на фото).
Практическое руководство работами по строительству и расширению аэродромов было закреплено за начальником УНКВД по Вологодской области Л.Ф. Галкиным (на фото).