- Девочки, вы на какую тему работу писали?
- А я изучала проблему воздействия соли на организм человека. Эксперименты
пришлось ставить по получению кристаллов соли в домашних условиях,
анкетирование проводить, столько литературы разной необходимо было прочитать..,
но мне все равно понравилось; хотя выступать на конференции страшновато,
все-таки первый раз…
Такой взволнованный полушепот можно было услышать в актовом зале школы № 65
перед второй научно-исследовательской конференцией. В тишине, прерываемой
только шелестом перелистываемых страниц, чувствовались торжественность и
напряжение: вопросительные взгляды учеников искали опоры в ободряюще-поддерживающих
взглядах педагогов…
Учащимся с 5 по 10 класс предстояло представить на суд аудитории свои
первые исследовательские работы.
К этому дню готовились несколько месяцев, покоряя книжные эвересты и
бороздя необозримые пространства Интернета, вникая в тайны домашних архивов и
стряхивая пыль с подшивок старых газет…
Не всем хватило духу и воли выдержать этот непростой научный марш-бросок,
но тем более ощутим успех тех, кто дошел до трибуны и, соблюдая регламент,
представил плоды своего труда взыскательному жюри и благодарной публике.
Несмотря на то, что возраст впервые ступивших на исследовательскую стезю
довольно юн, сосредоточенность и серьезность докладчиков были вполне
академическими.
Круг проблем, над которыми работали ребята вместе с научными руководителями,
оказался довольно широк: от вопросов микротопонимики до создания атласа города
Бабаево.
О серьезности изучаемых проблем можно судить по работе, например, Владимира
Мальцева «Демография города Бабаево» (8 класс, руководитель Хрисанфова В.В.). Ученик
выявляет статистические особенности и тенденции изменения численности населения
г. Бабаево. «Если в 1929 году в городе проживало 3300 жителей, то к 1959 году
рост населения составляет 72%, то есть увеличился на 8700 человек - составил
12000 жителей… В 2000году на 251 человек, рожденных в районе, число умерших
составляет уже 596 человек. Следовательно, на 58% смертность в районе превышала
рождаемость… В 2009 году такое соотношение изменилось и составляет уже 36%», - ученик
находит в этих цифрах основание для оптимистического вывода, он отмечает, что
наметившаяся динамика позволяет верить в улучшение демографической ситуации в
будущем.
Самой юной участницей школьной конференции была ученица 5 класса Алина
Савина, которая задалась целью выяснить происхождение названий растений,
растущих в школьном Зимнем саду. Ее работа «О чем говорят названия растений»
(руководитель Смирнова О.Ю.) - серьезный биологический труд. Члены жюри оценили
глубину проведенного исследования, признали выступление Алины, не делая скидки
на возраст, одним из лучших. Ученица заняла 2-е место среди номинантов.
Самой высокой оценки заслужила работа Арины Паташовой «Создание атласа
города Бабаево» (10 класс, руководитель Фомичева Л.А.). Десятиклассница под
руководством учителя создала макет атласа города с обозначением объектов социальной
сферы, памятных мест города и туристического маршрута, разработанного Ю.К. Епифановым.
Арина познакомила научное общество с этапами работы над проектом, его
спецификой и представила результат, который, по мнению жюри, мог бы стать
значимым социальным проектом, если работа над ним в дальнейшем будет
продолжена.
Третье место заняла работа Александры Шипиловой (9 класс, руководитель
Кривчикова Н.А.), посвященная истории развития компрессорной станции. Евгений Черемхин
(10 класс, руководитель Смирнова В.А.) познакомил школьное научное общество с
тайнами вепсской топонимики, Наташа Израйлева (9класс, руководитель Гребель
И.К.) представила исследование по микротопонимике города Бабаево, озадачив
публику вопросом:
- Как вы думаете, если топонимика изучает названия географических объектов,
Каменный магазин - это топоним или нет?
Очень интересное исследование сделано ученицей 8 класса Анастасией Трошковой
(руководитель Турецкая Г.В.), которое содержит парадокс в самом названии «Соль -
это яд?». Илья Смирнов (8 класс) провел исследование на тему «Памятники войны в
нашем городе», Кристина Северюхина (8 класс) познакомила с историей Каменной
горы, Ксения Мартынова (9 класс) представила работу «Вепсская культура» (руководитель
Кривчикова Н.А.). Анастасия Шеховцова (9 класс, руководитель Кривчикова Н.А.)
прикоснулась не только к страницам истории города, но и истории своей семьи. Настя
писала о своей прабабушке Марии Васильевне Горбуновой, о которой в процессе
исследования узнала много нового, одновременно делая вклад в историю
краеведческого музея города, который тесно связан с именем Марии Васильевны.
Получив опыт участия в серьезной исследовательской работе, многие ребята
загорелись идеей продолжения участия в научной жизни школы, а многие слушатели
пожелали влиться в ряды юных исследователей.
И. ГРЕБЕЛЬ