Сегодня: Воскресенье 28 апреля 2024 г.

Дорога к самолету


26 Сентября 2012 Раздел: Память  |  Просмотров: 1490  |  все новости


Дорога к самолету
В поисковой экспедиции мне хотелось побывать давно, да и ребята звали с собой не один раз. Но все как-то не получалось. Так не довелось поучаствовать в легендарных поисках самолета на Черном озере, на раскопках в Любани, где бабаевцы вместе с вологодскими поисковиками частые гости, в походе на Ошту. Слушая потом их увлекательные рассказы, завидовала белой завистью. Живут же люди, есть у них в жизни цель, да еще какая! Так шло время, и, казалось бы, за достаточно короткий его отрезок изменилось многое: на Вологодчине действуют уже два поисковых отряда – один под командованием Ивана Дьякова, второй – под руководством Александра Метёлкина. На Бабаевской земле формируется поисковый отряд под началом Антона Серова. Поисковые экспедиции начинают проводиться в Бабаевском районе.  Оставаться в стороне становится просто невозможно. И я тоже решаюсь на участие в одной из операций.

Как известно, в годы войны на территории Бабаевского района было размещено несколько военных аэродромов: защищали железную дорогу и населенные пункты от вражеской авиации. Так что самолеты («свои» и «чужие») летали над головами бабаевцев довольно часто. Случалось, что и падали…

Рассказы о том, что в лесах в районе станции Тешемля в военные годы упали два самолета, и даже могилы летчиков есть, ходили давно. Не миновали они и поисковиков. И бабаевцы, и вологжане начали собираться в путь – дорогу. На поиски очередного самолета. Но пока – для проверки информации.
Могила неизвестного летчика
Первоначальная информация подтвердилась. Удалось разыскать местных жителей, которые рассказали о тех печальных событиях немало интересных фактов. В 1942 году летели, мол, над той местностью два советских самолета, задели друг друга, и в результате оба рухнули вниз. Их остатки до сих пор лежат где-то в тешемлевских болотах. До сих пор сохранилась могила одного из летчиков, которого похоронили примерно в 1946-1947 годах – в лесу, на краю болота, в котором всплыли его останки, по свидетельству Николая Белякова, жителя ст. Тешемля.  Клавдия Ласман,  жительница д. Тупик, рассказала поисковикам, что яма (воронка, образовавшаяся от падения самолета) располагалась около зимника (зимней дороги по болоту) по направлению к Тешемлевскому озеру. Николай Харитонов, житель д. Смородинка, вызвался указать место захоронения, на котором стоял небольшой деревянный обелиск со звездой, из тех, что прозвали в народе «пирамидками», и к которому по «самолетной» дороге ходили ухаживать за ним местные пионеры. Так первая экспедиция сразу же дала положительные результаты – летом 2012 года останки неизвестного летчика были подняты из-под земли. Искали могилу тогда, по рассказу Александра Метёлкина,  более полутора часов, и смогли найти только по оставшимся в земле гвоздикам от ограды. Раскопки тоже дались нелегко – останки, хоть и находились довольно близко от поверхности, но земля была, что называется, «тяжелая» - спрессовалась за годы.  Останки при этом имели все признаки травм, получаемых пилотами при падении самолета: отсутствие черепа, нижних конечностей вместе со  стопами и верхних вместе в кистями. В могиле были найдены также монеты советского периода, датированные 1946 годом. Нашлись и остатки памятника. Но были и странности: поисковики не обнаружили даже намека на амуницию покойного. Разумеется, за столько лет мало что могло сохраниться из одежды или документов, но даже пуговиц от гимнастерки либо куртки, или подошв от обуви, а тем более солдатского медальона не нашлось, как не искали. По всему выходило, что человека в последний путь проводили совершенно без одежды. Как так вышло? Вот вам и вторая загадка…
А первой, естественно, стала личность погибшего пилота. Кто он? Какого полка? На каком самолете летал и принял от него смерть? Все это только предстояло узнать…
Поиски продолжаются
Поисковики стали искать очевидцев событий тех лет и архивные данные по потерям советской авиации в названном районе. Информация об этом прошла по радио, была опубликована в газетах. Больше всех здесь повезло Александру Метёлкину – на призыв откликнулась Нина Константиновна Соловьева, дочь (в то время) начальника ст. Тешемля. Со его слов приводим здесь ее рассказ: «Август 1942 года. Созрели ягоды. Мы были на станции, видим: летят 6 двухмоторных самолетов, низко. Два из них зацепились друг за друга, один упал вниз штопором, другой спланировал и сел. Мы сразу все побежали в болото, там все дымило. Когда прибежали, вокруг лежало много обломков, крылья отвалились, была яма. Парни начали раскапывать, и на каких-то веревках (А. Метёлкин предположил, что это были стропы парашюта) вытащили ногу летчика. Второго самолета в этот день не нашли, потому что стало темнеть. А потом приехали военные и больше никого туда не пускали». Но эти данные касались только одного самолета. Скорее всего, «военные», о которых говорит Нина Константиновна, увезли трупы погибших пилотов, а заодно и все более-менее важные детали (например, мотор) самолета. Остатки металла впоследствии могли унести местные жители, или же их поглотила трясина. Искали ли «военные» второй самолет? Наверняка. Видимо, безуспешно. Так или иначе, по некоторым данным, полученным поисковиками, еще  в 1950-х годах «хвост» разбившегося самолета (какого именно, неизвестно) торчал из болота, его пытались вытащить, но не смогли – только оторвали хвостовую часть. С тем и уехали… Нет никаких сведений и о том, кто именно обнаружил тело пилота «всплывшего в  болоте» в 1946-1947 годах…. Просто вытащили его из плена трясины и похоронили на островке болота. По воспоминаниям жителя Тешемли Владимира Карпова (спасибо посетителю нашего сайта Михаилу, который прислал данную информацию), в начале 1960-х тешемлевские ребята изготовили и поставили над могилкой небольшой памятник и оградку. Личность покойного не устанавливали. Летчик и летчик, и ладно. И предполагаемых мест падения самолета указывали несколько: у зимника, у Лютомского ручья, у Чистого болота… А, как говорилось выше, самолетов-то первоначально было два. И по разговорам, еще 1 немецкий где-то должен быть. Может, их остатки и лежат по данным направлениям?  Это нужно было проверить на практике.
Лес. Поисковики. Самолет где-то рядом
Итак, утром 15 сентября поисковики (бабаевские и вологодские) и я вместе с ними отправились поднимать самолет. Путь наш лежал в Торопово, где мы должны были встретиться с отрядом квадроциклистов и сотрудниками ТРК «Русский Север» - Светланой и Николаем. Встретила нас глава поселения Тороповское Ольга Васильевна Морозова, накормила пирогами и отправила в путь-дорогу. Главной задачей данной, второй по счету, экспедиции было найти самолет и по инвентарным номерам деталей определить личность погибшего летчика. И вот мы уже перед заходом в тешемлевский лес. Оставив машины, следуем к отправной точке – могиле летчика. Часть нашего смешанного отряда идет пешком, часть – «летит» на квадроциклах.  Сильная, кстати, это машина, квадроцикл! И в лесу, и на болоте многое может. И, если честно, поездка на нем – экстрим еще тот! Куда там рафтингу, покруче будет!
От могилы идем к болоту, по той самой «самолетной дороге», которая и должна была привести нас к самолету. А по болоту, вперед, на разведку, искать воронку устремляются квадроциклисты. И я. Путь наш лежит по направлению к Лютомскому ручью.
Вот оно, болото… Рыхлый жухлый мох, усыпанный клюквой, чахлые сосенки с пожелтевшей хвоей для наших «коней» не помеха. Взрывая моховой «ковер» колесами и гусеницами, подминая под себя частым рядом стоящие деревца, они несутся вперед. Иногда застревают, и их приходится вытаскивать: болото - не ровная автодорога, там и кочки, и «окна» с канавами, полные воды.  Итак, мы едем вперед, но никаких иных ям по пути не встречаем. Наоборот, череда деревьев резко становится гуще, квадроциклам приходится буквально продираться сквозь них. И, наконец, дальнейший путь становится невозможен. Поворачиваем обратно. Соединившись с отрядом, идем по направлению к зимнику. Я иду пешком со всеми. Опять болото. Под ногами чавкает, шагается с трудом. Рассредоточившись по местности, идут в пределах видимости поисковики. Промеряют путь щупами, металлоискателями. И опять – чисто и пусто. В это время Александру Кононову по мобильному телефону удается дозвониться до еще одного местного жителя, который видел место падения самолета, и, кажется, даже сможет точно указать его местоположение. Мы переходим обратно к могиле летчика, по пути ребята еще раз проверяют весь путь своей спецтехникой. Василий Корзунов, или просто – дед Вася, как он нам представляется, когда его привозят, рассказывает, что в свое время тут рядом, на болоте, около канавы, он видел пятно нефти, и прямо под ногами явно находилось что-то металлическое – гулко отзывалась земля, если топнешь. А про тело летчика так и сказал, что, по разговорам старых бабушек (он тоже был тогда пацаном, сам-то с 1930 года рождения) нашли это тело абсолютно обнаженным, так землей  и присыпали. Вызвавшись указать нам дорогу, дед Вася, опираясь на палочку, но при этом шагая достаточно бодро, шествует совсем в другую сторону от наших путей-дорог. И неожиданно в глубине леса выводит нас на… остатки дома и заброшенный колодец, обшитый изнутри широкими деревянными бревнами. Чуть дальше – остатки землянки… Эта находка уж совсем неожиданная! Дед Вася утверждает, что когда-то здесь сенокос располагался, вот и стояли времянки, и колодец для нужд косарей был вырыт. Трудно в это поверить, когда сейчас повсюду растут высоченные деревья… Дальше поиски затрудняются, мы идем то вперед, то назад, то влево, то вправо, работает техника, но земля молчит… Наконец, начинаем осознавать, что по этому пути мы прошли раньше… Дед Вася тоже приустал, и сознается, что заблудился. Шутка ли – около 20 лет в лесу не бывал. Сначала-то все казалось знакомым, но за эти годы лесу успело нарасти, и пейзаж значительно изменился. Выходим опять на «самолетную дорогу». Увозят домой дедушку, покидают нас журналисты из «Русского Севера», пожелав удачи. Отряд опять разделяется. Часть его уходит исследовать окрестности канавы на болоте (предположительно той около которой дед Вася видел лужу нефти), другая часть исследует края болота, где опять – таки предположительно нашли летчика. Уезжают квадроциклы на разведку зимника с части, противоположной той, откуда мы заходили. Пусто, чисто, пусто, чисто….Через час или полтора, соединившись, идем к зимнику все вместе. Ребята с техникой уходят в болото, идут к самой зимней дороге. Я остаюсь на краю - во время последнего захода в болото умудрилась провалиться в «окно», зачерпнув полные сапоги. Вода в них быстро согрелась, мне не холодно, даже жарко. Но… больше не рискую. Сижу и ем клюкву с брусникой, которой тут видимо-невидимо. Минут через 40 все возвращаются. Опять пусто. А тем временем уже смеркается. Еще светло, но краски меняются. Фотоаппарат уже работает на ночном режиме. Пора домой…
Так не очень успешно окончилась вторая экспедиция. Но ведь отрицательный результат – это тоже результат. Я смогла хоть на некоторое время почувствовать себя настоящим поисковиком. Надо отметить, тяжелая это работа – по болотам искать самолеты. Но раз начали тяжело, значит, по одному из «вредных» жизненных законов, дело закончится полной победой людей. И пусть не спешат тешмлевские болота расставаться со своими тайнами сегодня, чуть позже они все равно будут разгаданы.
P. S. На память об этой экспедиции у меня остался трофей – звено пулеметной ленты, который ребята откопали в одном из редких случаев сработки металлоискателей и торжественно вручили мне. Значит, все равно самолет был где-то рядом… Может быть, кто-нибудь еще подскажет наиболее точную дорогу к нему?
Вместе с поисковиками искала самолет
ОКСАНА ЕЛИСЕЕВА



Комментарии пользователей





Анонс

Архив

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Фото из альбома

90-летие ЦРБ

Поздравления

Опрос


СВО новы:

Погода